
В каждом кадре - подвиг!
Уважаемые читатели! Приближается День 80-летия Великой Победы. Уже сегодня учреждения образования и культуры начали проводить мероприятия, посвященные этому празднику. Мы тоже не остаемся в стороне и открываем цикл публикаций о военных фоторепортерах «В каждом кадре - подвиг». Почему мы выбрали эту тему? Потому что наша память о Великой Отечественной сформирована не только фильмами и книгами, но кадрами военной фотохроники. К сожалению, в многочисленной прекрасно изданной литературе о войне, даже в самых подробных энциклопедиях снимки фронтовых фотографов публикуются без имен авторов. Именно поэтому мы хотим вам рассказать о тех, кто выполнял свой профессиональный долг с фотокамерой в руке.
Сегодня речь пойдет об одном из них - Эммануиле Евзерихине. Родился Эммануил Ноевич в 1911 году в городе Ростове-на-Дону. В 18 лет он впервые взял в руки фотокамеру. Его фотографическая карьера пришлась на 20-30 годы, на время, когда фотография как будто изобреталась заново и превращалась в мощное средство продвижения новой идеологии. В конце 20-х годов он стал работать внештатным корреспондентом в «Пресс-клише ТАСС». В 1934 года переехал в Москву на работу в штат московского «Союзфото» (в будущем «Фотохроника ТАСС»). Ежедневный труд фотографа тех лет - это фоторепортажи с многочисленных заседаний, встреч и слетов. Евзерихин получил возможность снимать главные события эпохи: Конгресс Коминтерна и съезд Советов, на котором была принята Конституция; строительство, арктические экспедиции и спортивные парады. Он фотографировал М. Горького, М. И. Калинина; знаменитых летчиков — В. П. Чкалова, М. М. Громова, выдающихся деятелей культуры и искусства. В 1939 году Эммануил Ноевич вынужден был уволиться, так как был обвинен в том, что съемку в рабочем цеху, которую он выдал как утреннее, производил в час дня, а стрелки часов были переведены по его просьбе на семь утра. Это, по мнению некоторых критиков, нарушало законы фоторепортажа.
Вскоре после начала войны его снова пригласили корреспондентом в «Фотохронику ТАСС» и рекомендовали стать военным фотокорреспондентом. По приказу, в июне 1942 года, Евзерихин назначается фотокорреспондентом ТАСС в Действующую Армию. Работа эта требовала большой смелости, мужества, самоотдачи и самопожертвования, иногда она стоила жизни. У фронтовых корреспондентов была своя песня «Жив ты или помер, главное, чтобы в номер материал успел ты передать». Евзерихин побывал на нескольких фронтах, но его самые известные фотографии были сделаны в Сталинграде. В его объективе было освобождение Минска, Варшавы, Кенигсберга, Праги.
За время войны Эммануила Ноевича наградили двумя орденами Красной звезды и множеством медалей. После войны он продолжал сотрудничать с «Фотохроникой ТАСС», преподавал фотографию и читал лекции по всей стране. Находясь под мощным прессом советской идеологии, Евзерихин не до конца реализовал свой потенциал. Советская фотография – это вещь в себе. Нет творчества - есть пропаганда, нет художника - есть чиновник, нет свободы фотографии - есть «потребительская полезность снимка». Но, несмотря на это, советские фотографы все равно пытались быть неординарными и искали новые приемы в своей работе.
Эммануила Евзерихина не стало в 1984 году. Ему было 73 года. Он оставил архив, который насчитывает несколько тысяч негативов. Часть этих фотографий вы можете увидеть в книге «Эммануил Евзерихин», находящейся в нашей библиотеке. Это издание Русского музея, включающее почти 1000 фотоматериалов.
На снимках вы видите фото Э. Н. Евзерихина и одни из самых его известных фотографий «Будем стоять насмерть» и «Сталинград. Фонтан «Дети».